ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ

Как отразить поступление материалов


Покупка материалов

Учет материалов по учетным ценам организуют с использованием счетов 15 и 16 (подробнее смотрите счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Если вы учитываете материалы по фактической себестоимости, все затраты, связанные с их приобретением, отражайте непосредственно на счете 10.

Суммы, уплаченные поставщику, вы должны учесть по дебету соответствующего субсчета счета 10 «Материалы»:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 (76, …)

– оприходованы материалы по фактической себестоимости (без НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76, …)

– учтен НДС (на основании счета-фактуры поставщика);

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19

– НДС принят к вычету.

После того как материалы будут оплачены, сделайте запись:

ДЕБЕТ 60 (76, …) КРЕДИТ 51 (50, …)

– выплачены деньги поставщику материалов.


Включение транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость материалов

Этот способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списывают на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Бухгалтер делает такие проводки:

ДЕБЕТ 10-1 КРЕДИТ 60

– оприходованы материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– учтен НДС по оприходованным материалам (на основании счета-фактуры продавца);

ДЕБЕТ 10-1 КРЕДИТ 60

– учтены транспортно-заготовительные расходы по оприходованным материалам;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– учтен НДС по транспортно-заготовительным расходам;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10-1

– списана стоимость материалов, переданных в производство (с учетом транспортно-заготовительных расходов).


Изготовление материалов собственными силами

Организация может изготовить материалы (тару, запасные части и прочие ценности) собственными силами. Поступление таких материалов отразите в учете записью:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 20 (23)

– оприходованы материалы, изготовленные основным (вспомогательным) производством организации.


Поступление материалов в качестве вклада в уставный капитал

При оприходовании материалов, внесенных в качестве вклада в уставный капитал, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 75-1

– оприходованы материалы, внесенные учредителем в качестве вклада в уставный капитал.

Более подробно смотрите счет 75 «Расчеты с учредителями» ,ситуацию «Расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал ЗАО, ОАО, ООО».


Получение материалов безвозмездно

В момент оприходования материалов, полученных безвозмездно, вам необходимо сделать в учете запись:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

– оприходованы материалы, полученные безвозмездно.

Такие материалы отражают в учете по рыночным ценам, действовавшим на дату их оприходования. С 2011 года материалы, полученные безвозмездно, на счете 98 «Доходы будущих периодов» не отражают.

После списания материалов в производство сделайте в учете запись:

ДЕБЕТ 20 (23, 29), КРЕДИТ 10

– списаны в производство материалы.


Как отразить списание материалов


Отпуск материалов в производство

На стоимость материалов, фактически отпущенных в производство, сделайте проводку по кредиту счета 10:

ДЕБЕТ 20 (23, 29) КРЕДИТ 10

– списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.


Прочее списание материалов

Материалы, предназначенные для основного производства, могут быть использованы на собственные нужды организации (например, на ремонт производственного оборудования или офисного помещения).

Стоимость таких материалов спишите проводкой:

ДЕБЕТ 25 (26) КРЕДИТ 10

– списана стоимость материалов, использованных для собственных нужд организации.

При использовании материалов для продажи готовой продукции и товаров (например, материалов, использованных для упаковки, рекламы и т. п.) сделайте запись:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10

– списана стоимость материалов, использованных в процессе продажи продукции (товаров).


Продажа материалов

Зачастую у организации накапливаются излишки материалов, которые не используются в процессе производства. Такие материалы могут быть проданы.

Выручку от продажи материалов отразите так:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

– отражена выручка от продажи материалов.

Если материалы облагают НДС, начислите этот налог проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС с выручки от продажи материалов.

Себестоимость проданных материалов спишите проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

– списана себестоимость проданных материалов.

В конце месяца определите финансовый результат от продажи материалов:

ДЕБЕТ 91-9 КРЕДИТ 99

– отражена прибыль от продажи материалов

или:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– отражен убыток от продажи материалов.


Передача материалов безвозмездно

Если вы передаете материалы безвозмездно, сделайте в учете запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

– списаны материалы, переданные безвозмездно.

После передачи материалов начислите НДС:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

Предыдущая страницаСледующая страница